?

Log in

No account? Create an account

[icon] Страна без Истории - would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:, , ,
Security:
Subject:Страна без Истории
Time:02:53 am

Линдозеро, Карелия, Никольская церковь. Сгорела в 1960ые.

Есть такой анекдот про Америку, который любят повторять русские эмигранты: “Чем Америка отличается от молока? – Если молоко открыть и оставить на 200 лет, то в нем появится культура.” В отношении России этот анекдот похоже можно переиначить так – если молоко оставить открытым на 70 лет, то в нем культура появится, а в России, наоборот, погибнет.

Нигде гибель культурного наследия, нарастающая комом с 1917ого не заметна так, как в отношении деревянного зодчества. Россия, конечно же, всегда была страной, прежде всего, деревянной. Кремль, белокаменный Владимир, Москва и Питер – это была жизнь даже не 1% населения страны. Вся остальная Россия жила в дереве, смолистом, скрипучем или, наоборот, замшелом и почерневшем от времени. Дерево не заимствовано ни у итальянцев, ни у татар, не зарегулировано уложениями Петра или Екатерины. Когда я читаю своей дочке сказки, на картинках книжек она разглядывает не дворцы Растрелли и Сталинский ампир, а избушки, амбары, овины и деревянные остроги. Летопись России – там, в годовых кольцах бревен изб и деревянных церквей, которые на протяжении без малого ста лет гниют и горят без счета на ее необъятных просторах.


Деревня Кони, Коми-Пермяцкий округ, фото начала века

Думаете – да ладно, их много еще осталось, на наш век хватит? Ошибаетесь. Во всей стране остался один до петровский деревянный дом, в Угличе. Это все. Дерево не вечно, возразите вы? Давайте сравним с Норвегией, другой, преимущественно деревянной страной. До середины 19 века, когда норвежцы взялись всерьез за сохранение своей истории, дошло действительно не так много средневековых деревянных каркасных церквей – что-то около 35. С тех пор сгорело только две. А у нас? Вот Саша Можаев принес мне пару недель назад замечательный альбом по деревянному зодчеству 1942 года издания. Из 70 церквей и ансамблей, попавших в этот альбом, то есть сохранившихся до 1940г, до наших дней дошло 27; из них две находятся при смерти, 7 перенесены в музеи (но даже там они горят, как церковь из села Спас-Вежи, сгоревшая в Костроме в 2002 году).  Некоторые реставрируются, но зачастую, в связи с нехваткой средств, не должным образом. Причем, за исключением Кижей и Кондопоги сгорело все ЛУЧШЕЕ что было – Вытегра, Юрома, Чухчерьма, Пучуга, Уйма. С рядовой застройкой все еще хуже – кое-что, конечно, перевезено в музеи, но в целом в России не осталось ни одного места, где можно было бы показать своим детям, как выглядела русская деревня до революции. В любой западноевропейской стране есть замечательно сохранившиеся и музеифицированные исторические деревеньки, но не в России.


Деревня Щелково, Кирилловский район Вологодской области. Фото начала века.

Не лучше обстоит дело и с городской деревянной застройкой - под напором монолитов и панелей исчезают деревянные Томск и Вологда, Нижний Новгород и Тобольск. Хуже того Россия забыла как строить в дереве - Финляндия, Швеция и Норвегия строят из бревен и досок, а Россия из пеноблоков и сайдинга.

Этот пост – мартиролог, составленный по материалам  издания 1942 года. Альбом примечателен несколькими моментами:
Во-первых, это первое советское издание такого рода и уровня. Начинается он словами  ”Великая Отечественная Война с громадной силой пробудила во всем мире интерес и любовь к культурным ценностям, созданным русским народом”. То есть издание этого альбома стояло по замыслу партийных идеологов в одном ряду с возрождением РПЦ и прокатом в кинотеатрах Александра Невского. И все-таки, удивительно держать в руках роскошно иллюстрированный и изданный на превосходной бумаге альбом, подписанный в печать в Москве 22 августа 1942 года – за день до начала битвы за Сталинград.


Шуя, Карелия, Предтеченская церковь, 18 век. Сгорела в 1941 году 

Во-вторых альбом поражает охватом и качеством материала. Отобрано действительно лучшее в русском деревянном зодчестве, тогда как послевоенные издания старательно замалчивали храмы, утраченные в околовоенный период. Материал подготовлен в основном по фотографиям и обмерам, сделанным дореволюционными реставраторами исследователями русского деревянного зодчества и позволяет увидеть церкви еще не в запустении, действующие.

Для поста я отобрал даже не самое лучшее из того, что я увидел в альбоме, а то, что потрясло меня, то чего не знал или не видел, или те утраты, которые при всей известности, все равно не укладываются в голове. Саша Можаев на сайте Архнадзора будет публиковать более подробный мартиролог.  Если наша акция вызовет интерес, можно выложить сканы всей книги.


Шенкурск, Михаило-Архангельский собор, 1681 год, сгорел в 1936ом году

Ну и, наконец, ключевой вопрос нашей истории – кто виноват и что делать? Виноваты мы все, своим наплевательским отношением к истории нашей страны.  И помочь можем только все вместе. Как я сказал, многие памятники сейчас реставрируются. Зная финансирование региональных департаментов культурного наследия, могу смело сказать, что денег на эти реставрации наверняка не хватает; в любом случае они будут не лишними. Вот, например, церковь в Кимже Мезенского района Архангельской области – реставрируется путем переборки, разобрана несколько лет назад, сейчас представляет из себя гору бревен, когда соберут и где – бог весть.

Есть организации, которые занимаются защитой и сохранением культурного наследия. В Москве одной из основных является Архнадзор. о том как помочь Архнадзору можно узнать связавшись с организаторами движения через их сайт. В Томске проблемами сохранения деревянных кварталов занимается Никита Кирсанов, chur72 .

Автор этого журнала и kvastravel  занимаются реставрации замечательного деревянного терема в Осташево – нам тоже не хватает и средств и волонтеров.


Дом крестьянина Сазонова в Осташево, Чухломской район, Костромская область, 1897 год

Есть просто памятники которыми никто не занимается и которые могут разрушиться в любой момент – например, колокольня на Цивозере в Архангельской области , входящая в любой альбом по русскому зодчеству, судя по последним фотографиям, может обрушиться со дня на день. Если мы когда нибудь закончим Осташево, я был бы рад взяться за Цивозеро - вопрос достоит ли? Может кто нибудь другой возьмется?

Ну а теперь продолжим осмотр альбома 1942 года - более подробно смотреть на сайте Архнадзора - здесь и здесь.  


Село Уйма, Архангельская область. Никольская церковь 1708 год. Не сохранилась.
Это был в простоте своей гармонии деревянный аналог Покрова на Нерли. Сгорела в 60ые или 70ые.


Юромский погост, Мезень, Архангельская область. Сгорел в середине 1930ых.
Подготавливая этот пост нашел на сайте фалеристов серию значков по деревянному зодчеству, выпущенную в 1960ые - там и Уйма, и Юрома, да и вообще половина серии до нас не дошла. 


Село Спас Вежа, Костромская область, 1628 год. Колокольня утрачена до революции, церковь перевезена в Кострому в 1956 году, сгорела в 2002 году


Чухчерьма, Архангельская область, Ильинская церковь 1657 год. Сгорела в 1930ые.


Иконостас Ильинской церкви в Чухчерьме


Кеврола, Пинега, Архангельская область, Воскресенская церковь, 1712 год. Не сохранилась.


Лампожня, Архангельская область, Троицкая церковь 1781 год, Сгорела в 1929 году. 


Конецгорье, Архангельская область, Вознесенская церковь, 1752 год. Не сохранилась.


Кожский погост, Онега, Архангельская область, 1695 год. Сгорел около 1980 года. 


Кованные двери, село Ростовское, Арх области, Флоро-Лаврская церковь, 1755г. Не сохранилась


Оштинский погост, Вологодская область, сгорел в войну


Вытегра, Покровская церковь 1708 год, вторые, а точнее первые Кижи (старше на 9 лет). Сгорела в 1962 году. Отстроена заново под Питером по старым обмерам.


Небеса Вытегорского погоста. Не сохранились.


Пучуга, Архангельская область, Петропавловская церковь 1698 год
Лучшая деревянная трапезная России. Сгорела в 1946 году. Сохранилась на фотографиях и эскизах Верещагина. 


Турчасово, Архангельская область, Благовещенская церковь 1795 год, не сохранилась (соседний храм двойника цел).


село Верховье, Вологодская область, Богородицкая церковь, 17 век. Не сохранилась.


село Усть Выя, Арх область, часовня 18 века. Часовен такого типа вообще больше не осталось.


Автор благодорит Александра Можаева за помощь в подготовке этого поста и Александру Бокареву за указание на ошибки и неточности. Если вас затронула - пожалуйста сделайте у себя в ЖЖ краткий репост. 
 
comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

panzeralarm
Link:(Link)
Time:2010-11-16 12:20 am (UTC)
Там же не случайно у половины "сгорела". Московская застройка до 1812 года тоже не сохранилась, Петербург потому и строили каменным, деревянные конструкции с печным отоплением и открытым огнем для освещения/культовых целей вообще говоря имеют тенденцию раз лет в 200 гореть. И при том совершенно без вмешательства идей комунизма.
Вот в Германии есть регион Шварцвальд - там лес заготавливали на экспорт с римских времен, и традиций деревянного зодчества тоже валом, и притом весьма самобытных. Так вот для того чтобы создать музей под открытым небом штук пять таких домов 17-19 века собирали по всему Шварцвальду, разбирали и свозили в одно место. Дома деревенские, городские горели чаще. и то там традиция была строительная - погреб в отдельном здании и на удалении от дома, чтоб если дм сгорел хоть продукты на зиму остались.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-11-16 12:22 am (UTC)
В Норвегии стоят церкви 12 века, и с 1840го когда их принялись сохранять сгорело 2 из 35ти.
дерево на самом деле долговечнее кирпича при правильном уходе.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

pingback_bot
Subject:Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Перепост.
Link:(Link)
Time:2010-11-16 01:26 am (UTC)
User varandej referenced to your post from Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Перепост. saying: [...] с, потому что именно сейчас об этом написал  . Его пост "СТРАНА БЕЗ ИСТОРИИ [...]
(Reply) (Thread)


varandej
Link:(Link)
Time:2010-11-16 01:37 am (UTC)
Ага, пропиарил и написал "антитезу".
http://varandej.livejournal.com/325989.html

Но всё-таки по-моему у тебя есть несколько неточностей.
Во-первых, избы 17 века сохранились за Уралом.
Во-вторых, деревянные дома рубежа 17/18 веков есть еще в нескольких местах: Суздаль, Коломенское (дом Петра), Уральск в Казахстане (изба Пугачёва), вроде и еще что-то было.
Если не на уровне фактов, то на уровне гипотез.
А что за дом в Угличе? Никогда о нём не слышал.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-11-16 05:20 am (UTC)
Это пусть Можаев ответит, у него про Углич списал.

Я вот за цифру 27/70 отвечаю. На самом деле она еще оптимистична потому что в 27 входит одна церковь которой я не знаю и про которую все что удалось найти что в 2004 году выделены средства на перевоз и реставрацию. фотографий в сети не нашел так что есть она, нет - бог весть
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)

ex_feodosie
Subject:Сердечно благодарен.
Link:(Link)
Time:2010-11-16 03:46 am (UTC)
Сам живу в избе 19в., недавно в соседней брошенной деревне обнаружил старинную избу , косяки окон которой состоят из 3-х косящин, без подоконного бруса. Судя по всему, сер. 19в. Избу отдали мне, сейчас думаю, как перевозить и возстанавливать. Идею отсканировать книгу полностью поддерживаю. Сейчас, как в 42 такая информация -- вопрос жизни и смерти. Без преувеличений.
(Reply) (Thread)


kopanga
Subject:Re: Сердечно благодарен.
Link:(Link)
Time:2010-11-16 05:39 am (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)


georg_pik
Link:(Link)
Time:2010-11-16 04:00 am (UTC)
а то, что они все сгорели вас не смущает? не хотите почитать про противопожарную защиту Кижей?
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-11-16 05:28 am (UTC)
поясните смысл комментария? меня как раз смущает то что они сгорели. примерно половина тех про которые знаю причину сгорела изза отсутствия громоотвода, еще несколько от весеннего пала, в Вытегре в самой церкви разожгли костер.
Противопожарная защита достойная есть только в Кижах и может быть после пожара в Костроме в некоторых музеях деревяшек. А есть еще памятников 40-50 оставшихся и горящих с регулярностью раз в 3-4 года.
Да и не только горят они - вот например церковь в Палтоге, она у меня в списке 27 сохранившихся -
http://community.livejournal.com/ru_woodarch/393548.html
или зайдите по линку Варандея
http://varandej.livejournal.com/325989.html
там много у него гниющего без присмотра на картинках

(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


vkouznetsov
Link:(Link)
Time:2010-11-16 05:58 am (UTC)
После упоминания "70 лет" напрягся. После фразы "не зарегулировано уложениями Петра или Екатерины." читать дальше просто не стал.
(Reply) (Thread)


paszec
Subject:В тему
Link:(Link)
Time:2010-11-16 06:52 am (UTC)
Деревянные дома Москвы под угрозой
http://igorpodgorny.livejournal.com/201545.html
(Reply) (Thread)

(Deleted comment)

chur72
Link:(Link)
Time:2010-11-16 07:54 am (UTC)
вы ошибаетесь.
глобализация повышает ценность местного своеобразия, а не наоборот.
(Reply) (Parent) (Thread)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

sergey_sk78
Link:(Link)
Time:2010-11-16 07:20 am (UTC)
Очень интересно, спасибо большое...
(Reply) (Thread)


albokarev
Link:(Link)
Time:2010-11-16 07:51 am (UTC)
Памятники деревянного зодчества - несомненно одни из самых проблемных и требующих особой заботы и внимания.
И ситуация с ними во многом ужасная, и положение в культуре они в некоторой степени иллюстрируют.
Но здесь, всё же, надо учитывать целый ряд факторов. Как так получилось, что с этими всенародно признанными и высоко почитаемыми памятниками так всё печально ?
Для примера сравним деревянное зодчество с новгородскими и псковскими средневековыми памятниками. Группы построек вполне сопоставимые - и по фактическому значению, которое они имеют для отечественной культуры, и по глубине пиетета, испытываемого к ним на протяжении последнего столетия отечественной интеллигенцией, и по мере внимания властей (хотя бы формально декларируемого). Но тут за исключением ряда зданий, уничтоженных в годе войны, и ряда построек в глубинке, покрошенных в годы безнадзорности в 1930-40-х, все "живы".
Так что и материал, и общая ситуация в регионе, и возможность постоянного надзора имеют существенное значение. Дерево слишком хорошо горит и требует постоянного надзора. А Русский Север огромен, и при этом десятилетиями находится в ситуации экономического упадка и оттока населения.

Да и вообще любой процесс полезно смотреть в динамике. Надо мне, видимо, как-нибудь отрисовать эту самую динамику с указанием основных факторов. К банальным "70 годам" там ситуация отнюдь не сходится. И до того было по-разному, и внутри этих самых "70 лет" были разные воздействующие факторы.

И несколько фактических уточнений.
Из 70 церквей, попавших в альбом Ушакова, целый ряд построек прекратил своё существование ещё до его издания.
Если хотите - можно точно посчитать - просто у меня списка нет.
По тому, что в постинге выложено.
Церкви в Шуе (там "двойник" был) сгорели не "в 1942 во время финской оккупации", а в 1941 во время событий, непосредственно предшествовавших этой самой оккупации.
Собор в Шенкурске - сгорел в 1936.
Церкви в Юроме сгорели не в 1972, а в середине 1930-х.
Церковь в Конецгорье можно, при желании, считать утраченной - но она всё же переложена. Да, с минимальным использованием старых брёвен, но визуально всё та же и там же, где и была.
А церковь в Ростовском - вполне себе цела до сих пор.
По Верховью тарногскому и Кевроле надо даты смотреть. Если память не подводит, в обоих случаях тоже в 1930-х всё закончилось.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-11-16 08:38 am (UTC)
Упс, я смотрел по интернету в предположении что туристы-фотографы уже добрались до любого памятника на Севере.
Ладно из того что уже загрузил поменяем Конецгорье на Помялово, а дверь из Ростовского можно на иконостас в Зачачье - вопрос - я внутри не был но по внешнему виду мне кажется вряд ли в Зачачье иконостас сохранился?
список (почти полный) выслал в личку - проверьте плиз? буду очень признателен.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


pingback_bot
Subject:Без комментариев
Link:(Link)
Time:2010-11-16 08:24 am (UTC)
User orao referenced to your post from Без комментариев saying: [...] и http://kopanga.livejournal.com/67321.html [...]
(Reply) (Thread)


pingback_bot
Subject:Реплика на «Страну без Истории»
Link:(Link)
Time:2010-11-16 08:53 am (UTC)
User kvastravel referenced to your post from Реплика на «Страну без Истории» saying: [...] репост в моем ЖЖ. Если вам не безразлична судьба Уходящей Деревянной Истории – прочитайте [...]
(Reply) (Thread)


kvastravel
Link:(Link)
Time:2010-11-16 09:07 am (UTC)
Ну и мои пять копеек. Репост с комментариями к нему написал тут http://kvastravel.livejournal.com/17252.html Все так. Все действительно очень грустно, в том плане, что большая часть людей, особенно живущих вблизи гибнущих памятников,относится к ним, как к "трущобам" в городах и "рухляди" вовне - абсолютно прав varandej (http://varandej.livejournal.com/325989.html) Но и выход там же - терпеливо объяснять, возить людей, рассказывать, что-то (что ты и делаешь) делать самим. Интерес к истории растет, и рано или поздно, местные начнут извлекать из этого прибыль, а чиновники, когда критическая масса интереса будет достигнута, не только проснутся, но и возглавят. Конечно, за это время еще часть, возможно не малая, памятников канет в Лету... Но лучше что-то делать. Лучше попробовать и не смочь, чем потом корить себя, что не попробовал.
(Reply) (Thread)


benoy
Link:(Link)
Time:2010-11-16 09:13 am (UTC)
Есть очень хороший альбом "Заонежье", опубликованный 2-3 года назад. Может быть видели, если не видели, то стоит поискать. Я могу точнее дать издание. Там собраны архивные фотографии Заонежских деревень начала 20-го века и их нынешнее состояние. С довольно полным описанием. Это очень сильное впечатление.

И не подозревал, что Покровский храм восстановлен под Питером.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-11-16 09:30 am (UTC)
очень интересно - пошлите больше деталей по книжке?

Покровский построен заново 3 года назад - погуглите, найдете отчеты в woodarch и в arch heritage. Сам не видел по качеству ничего не могу сказать.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


ik
Link:(Link)
Time:2010-11-16 09:57 am (UTC)
Прекрасный рассказ.
(Reply) (Thread)

[icon] Страна без Истории - would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.