would not it be strange when we are fully grown? (kopanga) wrote,
would not it be strange when we are fully grown?
kopanga

Categories:

Ефимка


Наш праздник фестиваль

Эта история начинается почти как в сказках про клады. Летом 1968ого года экспедиция Костромского областного музея изобразительных искусств работала в Кологривском районе. Уже заканчивая работу, музейщики остановились в умирающей деревньке Шаблово, красиво расположенной на высоком месте над долиной Унжи. В одном из домов они заметили в красном углу вместе с иконами какие-то рисунки и глинянные фигурки. Местные бабушки, нехотя отвечая на вопросы, рассказали что это мол все местный деревенский художник, Ефимка, "оставил много разных картин и всяких лепных игрушек, которые сам ладил из глины. Сам он местный, но учился в Питере у самого Репкина, был значит ученый, лепил фигурки людей, зверей, делал представления для детей. А дом его - под старыми тополями". В течении нескольких следущих лет работники экспедиции нашли в Шаблово и соседних деревнях, где бережно хранимые, а где просто сваленные на чердаках десятки картин, сотни рисунков, акварелей и глиняных фигурок, рукописные книги, письма и фотографии. Так, через 7 лет после его смерти было открыто творчество великого русского примитивиста Ефима Честнякова.

Биографию Ефима можно прочитать в Википедии, здесь совсем кратко - родился в Шаблово, в бедной крестьянской семье в 1874 году, умер в Шаблово в полной безвестности и нищите в 1961 году. Между этим учился в Кологриве, Кинешме и Петербурге, мечтал, выдумывал, писал стихи и сказки; задумывал универсальную коллегию образования и строительство могучей универсальной культуры в городе всеобщего благоденствия;  переписывался с Репиным, Чуковским, Городецким; а еще кормил себя сам - пахал, сеял, жал.

В Петербурге Честняков провел два периода - учебы в Тенишевской мастерской с 1899 до 1905ого и несколько месяцев в 1913-14ом когда он приехал в столицу уже сложившимся художником в поисках единомышленников и признания. В столице ему впрочем было очень неуютно - хотя он и бедствовал по видимому ужасно, свои картины и глинянки он почти не продавал из принципиальных соображений, на заказ ничего не писал. В конечном итоге в 1914ом с началом войны он вернулся к себе в Шаблово чтоб уже никогда дальше Кологрива оттуда не уезжать.

Во эпоху популярности народничества и толстовских идей (оказавших, кончено большое влияние на Ефима) о Честнякове наверно можно было сказать что он из народа вышел, городом был не принят и в народ ушел. Однако его уход в народ - это не полный отказ от творчества, как у Саши Добролюбова и не идеализация народной жизни. На самом деле Честняков наверно был жутко одинок у себя в деревне, не говоря уже о том что необходимость прокармливать себя самому оставляла очень немного времени для занятий искусством (в основном зимой). А уж после коллективизации его жизнь в разоренной костромской глубинке, с колхозами и трудоднями была наверно настоящим адом. Одно время Чуковский посылал ему в Шаблово краски, но потом и эта переписка прекратилась и с 1930ых Честняков рисовал только карандашные и акварельные портреты на тех обрывках бумаги, которые мог найти.

Какая роль оставалась бедному стареющему художнику на селе, ходившему по деревням в нелепом халате с огромным карманом для газет и с тележкой глиняных фигурок, чтоб устраивать представления для детворы? Правильно, он стал старцем, а после смерти - местночтимым святым. С 1930ых годов к нему тянулись крестьяне "со своими горями", а когда в 1961ом его всей округой похоронили на кладбище в Илешево, то картины его разобрали и поставили по красным углам у икон, а на могилу его стали приходить издали чтоб помазаться "целебной землей".

В интернете нашел много про Честнякова но совсем мало репродукций его картин. Под катом - их много, переснятых из альбома, составленного директором Костромского областного художественного музея (и открывателя Честнякова), Игнатьевым и книжки Исторические Города Костромской Области.

Итак:
В ДЕРЕВНЕ ШАБЛОВЕ
ПО ВОССКРЕСЕНЬЯМ И ПРАЗДНИКАМ
ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПОКАЗЫВАЕТ ДИТЯМ И ВЗРОСЛЫМ
ИЗДИЛЬЯ ИЗ ГЛИНЫ
И ЖИВОПИСИ


Детские игры

"Я ищу хлеба и в данное время согласен был исполниять хотя бы и розничную малую работу - то здесь то там: у одного на рубль, у другого на четвертак итд. Конечные же цели у меня - деятельность в деревне. И вообще желал бы ознакомиться в городе по возможности с делами всякого рода: живопись, скульптура, музыка, архитектура, машиностроение, агрономия, языковедение, астрономия, науки оккультные, театры и кинема итд.
Вина не пью, табаку не курю, Вот я сказал, зачем пришел к вам."


Праздничное Шествие. Мир

"Собратья страждущие, дети земли, кто бы вы ни были - богатые и бедные - обращаюсь к вам чтобы все услышали. Вот я говорю вам и будто видится мне что говорю то, что вы хотите сказать: прекратите войну, примиритесь, изберите все народы от себя представителей, чтобы они собрались в одном месте и обсуждали международные нужды, желания, и чтобы выши обсуждения тотчас же рассылались печатью, громмофонами и кинемой по всей земле...
Мое желание: чтобы были открыты границы и государства все и для всех, для всяких торговых и прочих отношений и это будет хорошо и благотворно для всех народов. И еще правило: свое можешь дарить и чужого не бери, если не дарят так же."


Тетеревиный Король

"Жизнь будет именно такой, как ой рисует ее наша фантазия. Гляди вперед и покажи твои грезы и по красоте твоих грез ты займешь свое место"


Свадьба


Хоровод


Чудесное Яблоко

"И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христового дня. "


Крестьянские дети


Повесть о любви в картинках


Сказочный мотив


Семейный портрет


Семейный портрет


Портрет крестьянина


Деревня Шаблово. Музей Честнякова.

Шабола - высокое место над огромной долиной Унжи, дало название деревне Шаблово. Здесь действительно сказочно красиво - далеко внизу извивается Унжа, вниз к ней бегут покосы. На другом берегу реки куда ни глянь - тайга. Где то в ней прячется таинственная волость Пеженга, заселенная бежавшими на дальнии заимки крепостными. Музей Честнякова - новодел, построенный в 1996ом по старым фотографиям. Шаблово вымерло в конце 80ых и сгорело тогда же от весеннего пала. Сейчас оно впрочем весьма людно - здесь живет коммуна, усыновляющая детей из детских домов. Посетителей музея впрочем совсем немного - мы были вторыми за три дня.


Старые тополя, под которыми устраивал свои выступления Ефим.

Чуть не доходя Шаблово, справа от дороги в роще - беседка. От нее лестница с сотней ступенек спускается вниз к мощному минеральному источнику, Ефимову родничку - говорят он часто любил сидеть в тишине у этого родника.


Халат-кафтан Честнякова

На самом деле - это копия. Настоящий халат после смерти достался одному из детей с которыми Честняков играл в последние годы и нарисовал пару его портретов. Как почти все что осталось от Честнякова халат этот почитается местными за чудодейственный и растащен уже буквально по ниточкам. В музее есть фотография этого ребенка, теперь уже старенького дедушки и остатков халата. Можете представить себе как выглядел Честняков в последние годы - в этом халате, с пачкой газет из кармана, толкающий свою тележку от деревни к деревне по церковным праздникам... Гэндальф приехал!


Сотрудница музея из деревни Илешево.

На могилу Честнякова в Илешево мы не успели попасть, но вроде бы по ее словам с нее до сих пор берут "целебную" землю, хотя она уж и не так разрыта как раньше.


В музее

Картины находятся в Костроме и в Кологриве - в музее несколько рисунков и какие-то личные вещи. В Костроме в частности находится самая важная Ефимова картина:


Город всеобщего благоденствия.

Вот и все. И помните - счастья всем и пусть никто не уйдет обиженным.

PS Забыл две картины хорошие - добавлю к посту при случае.
PPS Если прочли и понравилось - скажите спасибо, много времени потратил все сканировать.
 


Tags: Кологрив, Честняков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments