?

Log in

No account? Create an account

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Security:
Subject:Как молоды мы были - МЕЗЕНЬ 99
Time:03:45 pm
Нашел на старом компе заметки о поездке автостопом в Мезень в 99ом году. Все начало 99ого я потратил за рассылкой applications в разные западные университеты, а вернувшись, обнаружил с удивлением что начальник на старой работе поломал ногу и меня взяли обратно до конца лета ликвидировать после-кризисный бардак. 5 или 6 дней между рассылкой последнего application form и первым днем на новой старой работе я провел скитаясь по зимникам Архангельской области и далеким северным монастырям.

Читаю вот и думаю -в 99ом не было ЖЖ, не было ни одного сайта об Архангельской области, не было форумов джиперов, да и самих джиперов почти не было, не было геокэшинга. АВП еще не съездили в Нарьян Мар.  Мобильная связь заканчивалась за МКАДом (и в любом случае я выбросил свой мобильный из экономии после конца 98ого). Не  было цифровых камер - я таскал с собой нижнюю пленочную зеркалку от Кэнона, которую потом утопил в шотландском болоте. Не было ЖПСов. Не было коллекций генштабовских карт в инете. У меня была пачка ксероксов с двушек  которые любезно предоставил знакомый имевший доступ к генштабовским картам. По дорогам ездили в основном Камазы и Мазы, и еще попадались запорожцы бороздившие просторы М8 от Архангельска и до самой первопрестольной. По дорогам еще ездили добродушные новорусские бандиты на семерах БМВ, обращавшиеся ко всем "брателло", и про них еще не сняли ни первого ни второго Бумера. Вроде так недавно а так давно все было.

Привожу текст заметок ниже почти ничего не редактируя. Кажется это какой то недописанный вариант но законченный текст нигде не могу обнаружить (а там было что то про посещение музея Ломоносова по колено в воде и много романтики о северных пейзажах - ну да бог с ним). Убежденность в совершении великих географических открытий для "науки" сейчас конечно выглядит то ли смешно то ли трогательно. Но если подумать - такие маленькие открытия которые у каждого из нас была возможность совершать в свое удовольствие - это как раз то что мы и потеряли с появлением интернета.

Если понравится - отсканирую фото. У меня правда всего одна пленка с собой была, совсем немного фоток есть.

МЕЗЕНЬ-99: ВСЕ САМОЕ-САМОЕ

ЧТО ЭТО? ГДЕ ЭТО? И ЗАЧЕМ БЫЛО ТУДА ЕХАТЬ?
Идея поездки в Мезень возникла 12 или 13 января 1998 года на центральной площади города Каргополь. Тогда, осматривая погребенный сугробом памятник Ленину, А. Т. высказал соображение, что если таковы изображения вождя в относительно доступных местах Архангельской области, то в самом удаленном ее райцентре, Мезени, вождь должно быть сложен из бревен без единого гвоздя. А действительно, как выглядит памятник Ленину в Мезени? И вообще, выбрав произвольный населенный пункт на карте России, много ли можно сказать, не побывав в нем, о том как там живут люди и какие идолы украшают главную площадь? Парадокс этой страны заключается в том, что зачастую нельзя даже с уверенностью сказать, как до этого места добраться. И чтобы почувствовать романтику великих географических открытий, достаточно забыть про то что в Мезени есть телефон и, вооружившись пачкой карт (не сильно вернее тех, что были в распоряжении Колумба – по крайней мере в том что касается дорожной сети) и информацией из пары книжек отправиться на север.
Итак, Мезень. Райцентр Архангельской области. Основан в XVI веке; население около 5 тысяч человек. Из Архангельска туда возможно еще летают самолеты, а летом ходит теплоход. Описание дорожной сети района на обороте генштабовской номенклатуры начинается длинным пассажем о проходимости «различных типов лесных массивов» «механизированным гусеничным транспортом». Летом дорог туда точно нету, а зимой, когда «колодцы в районе промерзают до дна», туда возможно проложены зимники от Архангельска, Пинеги или Карпогор.
Почему автостоп? Ну хотя бы, потому что общественный наземный транспорт в Мезень не ходит. И потому что интересно само путешествие, а автостоп еще дает идеальную возможность общаться с местным населением. И еще, если добираться в Мезень автостопом, то можно по дороге заехать в Сийский монастырь, где, по слухам, зимой на озере намораживают ледяной крест из святой воды, а отец Прохор в келье гонит пихтовку. А совсем уже в глухой тайге есть монастырь Арсения Веркольского, странного святого, чей подвиг заключался в том, что в возрасте 10 лет его убило молнией.
Ладно, это все романтика. В конечном итоге Мезени я не достиг (об этом ниже), а окончательный маршрут выглядел так: Москва - Сия - Холмогоры - Усть-Пинега - Карпогоры - Веркола - Архангельск - Москва. ~ 2600 км автостопом, 250 на общественном транспорте и 60 пешком.

САМАЯ БОЛЬШАЯ УДАЧА
То, что несмотря на все я таки выбрался из Москвы, и то, что несмотря на все я вернулся.

САМАЯ ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ
19.00 - развязка МКАД и Ярославки. 19.10 - девятка до Сергиева Посада. 20.05 - копейка до ГАИ в Двориках (выезд из Московской об-ти). 21.25 - КАМАЗ до ДПС перед Переяславлем. Длительный отсев локала и дальнобойщиков (как чересчур медленных на этом участке трассы). В 00.55 - о чудо - BMW с вологодскими номерами. Двое добродушных бандитов, скорость под 150, кофе в Ярославле, в 04.35 меня выбрасывают перед вокзалом в Вологде. 2.5 часа реста в здании вокзалаи в 8.00 я уже на позиции на железодорожном переезде в Прилуках. Непродолжительный отсев локала; в 8.30 стоплю Ниву на Северодвинск; в 15.00 вылезаю в Сие. Итого: 1080км за 20 часов, средняя скорость 54 км/ч.

САМЫЙ КЛАССНЫЙ ВОДИЛА
Нива на Северодвинск. Ходовая скорость - 100 км/ч. Водитель Саша - нормальный мужик, однокурсник Славы Бутусова. В Северодвинске у него строительная фирма, жена, дети, домашний кинотеатр, а в Москве - квартира на Таганке, пай в деле и дочка в больнице. Семье он хочет построить дом в Апрелевке, а себе - тусовочный чердак где-нибудь в центре. Москву он, правда, не любит: сплошь виртуальная реальность; женщины дурнеют от тяжелой жизни, а дети вырастают отморозками. Еще он не уважает импортные машины (как неэкономичные) и французскую кухню; а любит Тарантино и Родригеса, девятую модель жигулей и придорожные столовые по М8-ой трассе.

ОБЪЯВЛЕНИЯ В СТОЛОВОЙ НЕДАЛЕКО ОТ ПОВОРОТА НА ШЕНКУРСК
Продаются выделаная шкура медведь 3-х летка, также рысь, волк. Начальная цена - 250 доларов. (на матричном принтере, орфография оригинала)
Ведро клюквы - 70р.

САМОЕ БОЛЬШОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ
Сийский монастырь. Ну не понравилось мне там. Во-первых, слишком раскрученное место - глухой удаленной пустынью никак не назвать. От М8 9 километров чуть ли не по асфальту; областное телевидение крутит рекламу счета для пожертвований; в соседней деревне - дача директора центрального Архангельского рынка. Во-вторых, что серьезнее - люди. Братия ходит с постными лицами, служба бедная, петь толком никто не может. Такое чувство, что не в радость им там жить. Конечно, великий пост, продукты на исходе (при мне закончилась капуста и соленые огурцы). Но в любом случае, зачем в амбарную книгу регистрировать и паспорт отбирать?
Правда надо отдать должное - место изумительно красивое: уголок Карелии в Архангельской области. Дорога вьется по шикарному ельнику вдоль быстрой незамерзающей речки, потом идет берегом озера и наконец выходит на узкий мыс выдающийся в сильно изрезанное озеро; там и расположен монастырь. Собор по-моему XVII века, при нем большая столбовая трапезная.
Сильно болел зуб; вылазок из монастыря не предпринимал; ел в общей трапезной в игуменском корпусе; спал в келье с трудником Толей, одесситом из Архангельска. Утром, когда я пошел обратно к трассе, деревенский дурачок, живущий при монастыре, зачем-то дал мне две пачки аскорбинки, которую он клянчит у эконома. 

ЗАГОЛОВОК СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ НА СТОЛЕ У ТРУДНИКА ТОЛИ
"Оказался в борделе"

ХОЛМОГОРЫ (ИЗ ПИСЬМА К ГОСПОЖЕ N)
Привет тебе из Холмогор. Впрочем, присутствуют все атрибуты райцентра: райком, почта, памятник Ленину (вождь изображен надевающим пальто поверх тройного костюма), и гостиница. Последняя представляет из себя полуразрушенное двухэтажное здание без вывески. Первый этаж отдан под общежитие; на втором, более сохранившемся есть подоконник с жирным спящим котом, кресло со спящей администраторшей и 14 номер, в котором живу я и пишу это письмо.

О РЕКАХ И МОСТАХ

Мостов через Двину ровно три – два в Архангельске и один железнодорожный в Котласе. Через Пинегу перекинуто два одноколейных железнодорожных моста, а большинство других рек области вообще пребывают без таковых. Летом переправа осуществляется паромом, зимой машины идут по льду, а вот ледостав и ледоход для области – стихийные бедствия. Попасть невозможно даже во вполне благополучные места, например Ломоносово. Вот они Холмогоры, на другом берегу протоки – а поди доберись.

САМОЕ ЖУТКОЕ ВРАНЬЕ
Карты. Врали все без исключения: стопник, 10 километровка, двухсот и даже стотысячная генштабовская номенклатура. В рамках классической задачи об автостопщике, желающем найти оптимальный маршрут из А в Б, проблема заключалась в следущем: привязывая эти точки к рельефу все карты проявляли похвальное единодушие, зато либо расходились во мнении относительно возможности достижения Б, либо предлагали несколько разных маршрутов, ни один из которых не соответствовал действительности. 
От местного населения толку тоже было немного; самые передовые его представители, обычно соглашались с гипотезой о существовании пункта Б, но возможность его достижения была для них чисто умозрительной абстракцией. «А можно, если случиться, через Карпогоры до Лешукони доехать?» - «Может быть, и можно.» – «А до Мезени?» - «А до Мезени, наверно, нельзя.»
Тем не менее, вот что удалось установить:
(1) Основная дорога из Архангельска до Пинеги на картах не показана. Она идет не через Усть-Пинегу, а вдоль железки по правому берегу Двины, на Белогорский через Лукорецкий. Это – хороший грейдер, по нему раз в день проходит рейсовый автобус.

(2)    Дорога из Пинеги в Карпогоры, если проезжа вообще, то только зимой. Водители скептически относились к шансам найти прямую машину из Пинеги в Карпогоры.

(3)    О зимнике из Пинеги в Мезень никто ничего не слышал. 

(4)    Напротив, по утверждению двух водил, движение на Мезень идет через Карпогоры и Лешуконь. Из Лешукони, по их мнению, накатана сеть зимников – вниз по реке до Мезени, вверх до Белой Щели и вверх по Вашке до Усогорска (Коми АССР).

(5)    Зимник на Карпогоры начинается от Паленьги. Зимой трасса пересекает Пинегу по льду, летом ходит паром от Белогорского. Дальше грунтовка вдоль железки до Светлого, потом зимник, который отходит немного на юг от железки, и обходя стороной Сию идет на Земцово, где снова начинается грунтовка на переправу в Ясном.

(6)    От Карпогор, как ни странно, идет очень приличный грейдер до самой Нюхчи (это уже верхнее течение Пинеги). Возможно он связан лесовозными дорогами с Верхнетоемским районом. Вообще, от любого крупного лесоповального поселка отходит густая сеть "технологических" дорог (лес-то надо с делянок возить), по качеству зачастую лучших, чем дороги связывающие поселок с внешним миром (а дальше его можно сплавлять, или, как из Карпогор, везти по железке). Дороги эти на картах как правило не отмечены, а если отмечены - как отличишь их от остального бреда? Правда в леспромхозах есть специальные "технологические" карты - вот бы их достать?

САМОЕ МЕТКОЕ СЛОВО

Было сказано мужиком Сашей, с которым мы вместе стопили на выезде из Усть-Пинеги (плотность потока - машина/час). Он долго переваривал информацию о том что я путешественник, после чего суммировал: "Романтика, бля. Только тебе, парень, эта романтика хуево выйдет. В Карпогорах, парень, 3 зоны. Я сам там восемь лет на строгом режиме мотал. А это, бля, совсем другая романтика"

САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ
23.00. Развилка на зимнике Светлый-Карпогоры. На север отходит гать до делянок - через километр на ней должна быть сторожка, охраняют технику. На запад, откуда меня подбросил лесовоз, 10км гати и 10км бетона до Светлого. На восток гать кончается - настоящий зимник, летом там по пояс воды. В ту сторону 30 км до Сии (не той, что у Монастыря), 110 до Карпогор. Мороз -2, ясное небо, полная луна. Очень далеко воют волки.
САМАЯ БОЛЬШАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ
7.50 утра. Трасса Карпогоры-Нюхча в 4-х километрах за переправой на Кушкополу. 6 метров замерзшей грязи, тайга, и ни одной машины в обе стороны от самой Кушкополы. До следующего населенного пункта - лесоучастка Лосево - 8 км. Тонкое гудение мотора (вообще, машину в тайге слышно на потрясающем расстоянии - даже легковые иномарки километра за 2), и через пару минут навстречу выносится красный опель-кадет, номер а809оо и резко тормозит.
Выходят два парня, немного пьяные, лет 20-23.
-Оружие, наркотики есть? А деньги?
Непродолжительная разборка, в результате которой я в первый раз в жизни отправляюсь в глубокий нокаут (лежу в отключке с пол-минуты). Деньги (~80$ в рублях) и фотокамера (450$) меняют владельцев.
Разбитый нос, ушибленное ребро.
-Может завалим его, он номер запомнил?
-Запомнил номер? Подожди, сейчас волыну возьму.
Сознание ясное: "Ни хера не завалят, обычные гопники. Кишка тонка на мокрое дело". А с другой стороны всякие нехорошие мысли: тайга, ни души, кругом зоны, люди конкретные, а сам я не местный, труп в тайгу и никто не хватится и искать не будет. Минутный suspense. Младший медленно открывает дверь машины, медленно роется в бардачке, медленно высовывается, пряча руку за пазухой. Но ствола в руке явно нет.
-Ни хера не завалите, у вас и ствола то нет.
-Ничего, мы тебя и без волыны кончим.
И уже добрее:
-Пиздуй на хуй в машину, подбросим куда надо.
В машине (где на заднем сиденье спит 2-х летняя дочка старшего):
-Водку будешь?
-Водку? Водку буду.
-Рыбу с водкой будешь?
Недолгий разговор, в результате которого мне возвращают фотоаппарат и 500 рублей.
САМОЕ БОЛЬШОЕ МАЛОДУШИЕ
Высадили меня на отвороте на Верколу и к 10 я дотопал до монастыря. И выпал в глубокий осадок. Никакой Мезени. Поживу здесь и обратно в Москву поеду. Почему?
 (а) меня там убьют
 (б) зимники того и гляди растают
 (в) туда - 400 км, то есть 30 часов чисто на машине ехать, стопом можно и 3 суток добираться.
 (г) чего я там забыл?
 (д) автостоп - не самоцель
 (е) места здесь и так безумно красивые, лучше не будет
Вообщем, сдрейфил по полной программе.
САМАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЗАБОТА
И, отстояв-отсидев-оттрясясь службу, завалился спать на отведенной мне койке в келье у брата Георгия. (Отдельных помещений для паломников в монастыре нет - как-никак я был пятым, посетившим монастырь за последние два года. Цитируя отца Венедикта: "Позапрошлым летом приезжали двое, всё фотографировали. А в прошлом году приехали снимать нас для пятитомника "Русские монастыри").
Отец Венедикт, видя мое жалкое состояние, послал ко мне истопника. "Затопи, мол, печку. Погрей странника божьего. Да дров не жалей." Просыпаюсь часа в четыре, весь в поту. В келье градусов 40, на печке плавится резина моих вибрамов. А случилось буквально следующее: пока я спал в келью зашел о. Венедикт. Посмотрел на мой сон, умилился, и еще дров подбросил. Потом двое послушников щуп для трактора искали. Смотрят: я сплю, а у печки дрова лежат. А потом пришел брат Георгийи по собственной инициативе принес еще вязанку.
Забота трогательная, но форточек в кельях нет. А печка на совесть сложена - остыла только через 48 часов.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОНАСТЫРЯХ ВООБЩЕ...
"Есть ли у тебя курево?" - это первый вопрос который тебе задают, когда ты попадаешь в общежительный монастырь. Деньгами и личными вещами более необходимого минимума (впрочем, разного в разных монастырях) братия не владеет, а курево наместником обычнр не благословляется. Время в монастыре распределено между службой, послушанием, сном
и трапезой. Причем составлено специальное расписание, которому все весьма строго следуют, по крайней мере в той его части, которая касается трапезы. Трогательная деталь - когда хотят зайти в чужую келью, в дверь не стучат, а произносят молитву ("Господи Исусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешного", на что должен последовать ответ "Аминь").
...И ОБЩЕЖИТЕЛЬНОЙ ПУСТЫНИ АРТЕМИЯ ВЕРКОЛЬСКОГО В ЧАСТНОСТИ
Святителя Николая и преподобного Артемия Веркольского общежительная пустынь расположена на левом, высоком, берегу реки Пинеги, напротив села Верколы, в пятидесяти километрах от райцентра Карпогоры. Зимой Пинега переходится по льду, летом - на монастырской моторке, во время ледохода и ледостава попасть в монастырь нельзя.
 
Основана около 1630 года на месте обретения мощей преподобного Артемия Веркольского. Церкви две каменных (конец XIX в), одна деревянная. Каменные келейные и трапезный корпус, конюшня (с одной лошадью), коровник (две коровы), трактор. Монахов 6 человек, послушников 7.
 
Монастырю принадлежит подворье и молельный дом в Карпогорах а также несколько таежных делянок на левом берегу Пинеги. В двух километрах от монастыря, на месте где праведный Артемий был поражен молнией,
находится деревянная часовня, но зимой туда можно попасть только на лыжах. При монастыре расположен хутор Новый Путь с двумя жилыми избами. Их жители, впрочем, по своей серости ли, или по недоступности
генштабовских километровок, не знают названия своего поселения, а считают, что живут "за рекой".
 
Самые тяжелые послушания в монастыре, как мне объяснили - это трапезная и трактор. В трапезной, в силу крайней скудости продуктов, выдерживают только три человека (но зато какие пироги с картошкой!). Трактор умеет заводить только брат Александр. Для сообщения же с внешним миром используются сколоченные из бревен сани в которые впрягается щуплая кобылка по кличке Гроза.
 
Чин трапезы установлен следующий: по сигналу колокола братия собирается в трапезной (большое, в рембрантовских тонах, полуподвальное помещение, в центре - длинный стол с лавками для братии и стульями для иереев, в одном углу иконы, в другом печь и кухонный стол у которых колдует брат трапезник, за дверью замерли все три монастырские кошки). Производится молебное пение. Чтец просит у наместника благословить сегодняшнее чтение, после чего братия рассаживается по своим местам; наполняются тарелки, разливается чай, чистится лук. Наместник колокольчиком дает сигнал к началу трапезы, чтец начинает оглашать жития сегодняшних святых или другие богоугодные тексты. Разговоры и разглядывание соседей не благословляются.
 
Хозяйство в монастыре крайне скудное. Огород и коровник обеспечивают питанием процентов на 30%, немного денег выручают от продажи монастырского леса, остальные дает епархия. Денег на восстановление храмов нет. Материалы завезти фактически нереально, была попытка "соорудить из того что было" (хмм...там даже ни одного кирпича то нет, если только печи в кельях разобрать) печь для обжига кирпичей, но неудачно. Нехватает элементарных хозяйственных вещей: во всем монастыре с трудом сыскали 1.5 литровую пластиковую бутылку; нет бумаги и ручек; а моя 10-километровка Архангельской области была первой картой окрестностей которую видела братия. Зато проявляются чудеса смекалки - на печи в келье где я жил сушились согнутые пополам черемуховые прутья (черемуха, если её согнуть и высушить, не распрямляется). Предполагалось связать их, сделать веревочные лямки и соорудить таким образом рюкзак.

ТРОПАРЬ

Вышняго повелением тученосным облаком, небо помрачившим и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твоюв руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши престолу Владыки всех, о иже верою и любовью приходящим к раце твоей, подая исцеление всем неотложно и моляся Христу Богу спастися душам нашим.

ОБЪЯВЛЕНИЯ В МАГАЗИНЕ СЕЛА ВЕРКОЛА

"Карпогорский райсовет выставляет на продажу:...деревня Еркино: магазин (у реки) - 7500р"

"6 апреля в здании райсовета состоится встреча избирателей с депутатом районного собрания Цхададзе А.И."

САМАЯ НЕУДАЧНАЯ ПОЗИЦИЯ

Развилка в 2-х километрах за выездом из Карпогор. На север отходит 3 километра асфальта до вокзала, на запад асфальт кончается - там еще 10 км до переправы через Пинегу; за ней начинается зимник на Светлый. Идеальная позиция - отсеивается весь локальный поток, остается 4 машины/час, но они упорно не берут. Мороз -10, мерзну четвертый час. Подходит какой-то кирной мужик, разглядывает меня минут пять, потом говорит: "Нет, не возьмут. Даже не пробуй. Тут в километре в тайге лагерь и при нем поселение. Вот в этой канаве каждый месяц жмуриков находят."

Дела, думаю. Первоначальный план был застопить машину до Ясного (лесоповал за переправой) или сразу до Архангельска; а если остановится попутка до Широкого (лесоповал откуда начинается зимникна Лешуконь), то значит судьба и еду в Мезень.

Можно в принципе пойти обратно в Карпогоры и доехать на автобусе до Ясного, там стопить дальше. Да ну их, такие расклады, думаю.

Пойду-ка лучше куплю себе купейный на поезд. А может, стоило брать в общий? Там ехала пара освободившихся зеков.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ

В Березнике я торчал почти 8 часов. То, что от меня требовалось – это скромно занять столик в столовой на Пянде (открыта 10-22, обед ~15р) и дожидаться своего дальнобойщика (или прыгнуть в сразу же подвернувшийся КАМАЗ на Шенкурск). Дело нехитрое, но я почему то предпочел пятнадцатиградусный мороз с ураганным ветром непритязательному уюту придорожной столовой. Быстренько застопив локальный жигуленок, я отправился в Березник (где стоит ограничение 40км/ч) и в течении 5 часов, постепенно теряя чувствительность конечностей, служил украшением обочины напротив магазина, кафе, автосервиса и знака снятия ограничения скорости. Все во имя светлой идеи о дальней легковушке до Вологды (или хотя бы Вельска). Единственное же что мне удалось застопить была порожняя фура из которой вывалилось трое пьяных отморозков.

-Садись, земеля. Подвезем.

-Не по пути.

-Давай-давай, дуй в машину.

Резко направляюсь к кафе на другой стороне дороги. Один гопник бежит наперерез, толкаю его, он падает, захожу внутрь. Двое гопников вбегают за мной, по дороге сбивая зеркало бокового обзора со стоящего рядом москвича. Хозяева машины вскакивают, следует непродолжительная разборка в лучших отечественных традициях: «Да ты пьяный козел» – «Да ты сам козел» – «Да ты за козла ответишь»… Нехороший осадок в душе от общения с Архангельской молодежью. Пью кофе. Ловлю ментовский УАЗик обратно до Пянды.

В 20.30 уезжаю на связке из двух Уралов до поворота на Няндому. Борьба с дремотой. На грани сна и реальности - заснеженная тайга, разбитое шоссе и зайцы, перебегающие дорогу в свете фар. Круглосуточное кафе. Дальнобойщик с чумазым, как у шахтера лицом, объясняет какого размера бывают налимы в местных озерах и попадает по носу девушке за прилавком. Все смеются.

5 часов сна в сторожке асфальто-бетонного комбината у поворота на Няндому. Утром, едва проснувшись стоплю КАМАЗ до Ярославля. Поля, лес, убогие вологодские деревни - после тайги и архангельских двухэтажных срубов от этого пейзажа щемит сердце. На посту ГАИ на границе Ярославской и Вологодской областей пересаживаюсь в связку фур до Орехово-Зуево. Как выясняется, зря – сначала торчим час за Ярославлем, ждем хозяина груза, потом тормозим в каждой деревне за Ростовом – водитель второй фуры ищет себе пассажирку (40-50р за раз), потом час стоим пока он кувыркается.

22.00 – пост ГАИ в Двориках. 22.25 – девятка до МКАДа. 1230 км, 39 часов.

СЛОВА

Шильца - спирт вообще, и, в частности, импортный ароматизатор по 12р флакон, который пьют местные.

Бандюк. "У него братан - бандюк. Пол года как освободился."

Ёбать. "Как Вологду проезжать? Ёбаешь по главной и всех делов."

С непередаваемо трогательной интонацией: "Куда вы попадаете?" (вместо "Куда едешь?") - от всех водил в Пинежском районе.

ТОПОНИМЫ

Деревни: Кушкопола, Летопала, Новолавела. Карпогоры, Холмогоры, Матигоры. Мативера, Русковера.

Усть-Морж.

Звоз. Любимая история бабушки - про то как в детстве она купала лошадей в месте где Илим широко разливался, и вместо обрыва берег полого спускался к реке, и такое место называлось "звоз".

Лесоповальные поселки (3-4 3-х этажки, 10-20 бараков): Светлый, Ясный, Широкий.

Нас пункт: Садоводство.

Река: Чача.

СЛАБО?

IMHO, выдающимся достижением в области автостопа было бы достижение Нарьян-Мара наземным транспортом. Это вполне реально: как показал опыт этой поездки, сеть зимников на севере достаточно плотна и функциональна. Неясно правда, откуда может быть проложен зимник на Нарьян-Мар – хотя карты показывают наличие такого из Мезени, никто из водителей о нем ничего не слышал. Разумней было бы предположить что зимник проложен из Усть-Цильмы, Коми АССР – самого близкого к Нарьян-Мару населенного пункта.




 _________________________________________________________________________________________________

В качестве послесловия могу сказать что Нарьян Мар был достигнут экспедицией АВП в 2000 или 2001 году через Ухту,и потом кто то из них добрался наземным путем до Мезени (остальные же осваивали авиастоп). Сейчас до Мезени ходит автобус из Архангельска, и в планах РЖД замкнуть ветку на Карпогоры с ж.д. на Воркуту.

Перечитав так же текст могу добавить что жанр записок о путешествиях окончательно убит фотографией. Никому сейчас не прийдет в голову переписывать объявления в магазинах - проще щелкнуть их на мыльницу. С ужасом представляю как сейчас я правдами и не правдами пытался бы сфотографировать монахов Веркольского монастыря...а тогда они сказали нет - и мне как то даже и не обидно было.

 

comments: Leave a comment Previous Entry Share Flag Next Entry

(Deleted comment)

kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 02:59 pm (UTC)
хмм - точно такой задачи не было. наоборот воспринимал это тогда как прикольное впечатление. И одно из самых ярких воспоминаний - иногда когда я сейчас проваливаюсь в сон я вижу его - теплая уютная кабина Камаза, какие то шкуры, вымпела, мужик с черным лицом склонился за рулем, ухабы жутко разбитой дороги и впереди в свете фар долго долго скачет заяц. И потом провал и сразу избушка какая то без вывески, заходим туда, там свет, пахнет чаем и дошираком, румяная хохотушка тетя Нина за прилавком, водила неуклюжий рассказывает очередную байку, размахивается рукой и, сметая настойку боярышника с прилавка, попадает тете Нине по носу. Мы долго, минуты три, смеемся.
Или сторож этого безумного бетонного комбината на повороте на Няндому (кому он там нужен) - который предлагал деньги взять (я ему наврал чтобы не взрывать его мозг что меня ограбили в Архангельске и нету денег на поезд (что в принципе было недалеко от правды)) а потом с утра разбудил со словами - я тебе, браток, машину поймал. Кажется он был на Кузьмича чем то похож - точно ушанку не снимал в помещении.
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:03 pm (UTC)
Ну сийский не был тогда гламурным, он еще не был восстановлен. Он просто был неприятным изза характерной для того времени (наблюдал в Оптиной еще в 95-96ом) смеси ханжества, лицемерия и какой то подковерной борьбы.
Там кажется что самое удивительное в трудниках был какой то парень из 57ой школы - кто он был, где он, что с ним случилось???
(Reply) (Parent) (Thread)

(Deleted comment)

kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:07 pm (UTC)
в смысле?
это просто ГУЛАГ был. границы этих регионов нельзя было пересечь без бумажек. Отца моего в Микуни за беглого зека в 56ом приняли - он благородно сказал что раз денег не хватает на всех то поедет на товарняках до Вологды откуда хватит. Посидел там немного до выяснения всех обстоятельств.
Местное население работало так же как и зеки но за чуть большую пайку. и зеков стерегло и сдавало беглых.
На самом деле там плохая смесь, но старые местные - очень замечательные люди. На Пинеге особенно.
(Reply) (Parent) (Thread)

(Deleted comment)

kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:41 pm (UTC)
ну я не вижу чем это хуже просто колхозов. колхозы - это был геноцид и он затронул всю сельскую россию (и сопредельные республики).
(Reply) (Parent) (Thread)

(Deleted comment)

kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:54 pm (UTC)
да не было особой разницы. в Вологодской области чуть меньше было того же. В Костромской и Мордовии то же до черта лагерей было, как и в Кировской.
Однако в 60ые уклад жизни на Пинеге еще был весьма традиционным - не смотря на то что это лет 30 была обратная сторона луны. Можешь почитать записки Роста про его путешествие с Головановым на Пинегу в их первый год работы в Комсомолке.
Архангельскую область убило то же что и всех - колхозы, потом укрупнение оных, молевой сплав, ЦБК. Зоны только немного добавили в общую картину.

Там откуда бабушка (отметка -50м под Усть-Илимским водохранилищем) тоже полный мрак. Жили люди на земле, их согнали в колхозы, а потом в город и их землю затопили. Не было там лагерей и ГУЛАГа а ощущения похожие.

В Коми не был, там другой разговор - там 80% приезжие и половина приезжих бывшие зеки. В Архангельской области есть такие места как Каргополь и Вельск и берег Белого моря - а это все то же лагеря были, и не смотря на это - там живут одни из лучших людей на нашем севере.
(Reply) (Parent) (Thread)


dima1989
Link:(Link)
Time:2010-03-23 08:44 pm (UTC)
Поэтому мои родственники были против моей свадьбы на девушке, мать (к тому времени уже умершая) и дядя (ныне здравствующий) которой родились в Воркуте Коми АССР в 50-х годах. Контингент таких людей был весьма понятен...
(Reply) (Parent) (Thread)


slon66
Link:(Link)
Time:2010-03-23 08:48 pm (UTC)
В Микуни на вокзале я видел чудный бюст Ленина. Делал его видимо местный скульптор и вождь получился типичным коми.
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:05 pm (UTC)
дочитал до малодушия. воли не хватило. потом дочитаю до конца.
в мезени в 99-м не был. но был в Нижней Золотице в 82-м.
из архангельска на пароходе ночь. самый п-ц это на рейде с с парохода в дору перегружацца при волне метра полтора. того гляди об борт раздавит. а из доры в другую дору(там проще уже правда).
12 лет мне было..%-) эх!
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:10 pm (UTC)
:-)
а что такое дора? (можно загуглить но разу нас такая ретро-посиделка, объясни будь ласков).
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-03-23 03:55 pm (UTC)
дора, это... э-э-э..
карбас такой большой(метров 8) а сзади будка для одного стоячего человека и дизелек махонькой. деревянная тож лодка.
в ногах у сидячего человека две баночки еще по бокам. два субтильных человека могут сесть ТЕОРЕТИЧЕСКИ..:-)
на соловках мне предлагали дору за 6 тыщ рублей купить. с каютой и газовой плитой..%-)
(Reply) (Parent) (Thread)


uchazdneg
Link:(Link)
Time:2010-03-23 04:37 pm (UTC)
Прекрасные заметки)
Стопы с плечом типа Няндома-Архангельск радуют. Не знаю, случаются ли еще такие. У меня рекордные отрезки были Мерефа (ХО) - В.Луки и Шахтинск (КарО) - Кустанай, хоть автостоп ни разу не мой метод. Правда, это были благословенные 80-е, самое начало. Тогда же, кстати, состоялся мой безумный сплав по Пинеге, от Шилеги до Труфаново, на самовязном плоту, водоизмещение которого было усилено зашитыми по углам в мешки двумя тысячами гондонов, которые специально для этой цели везли из Москвы. Все ради груза в 400 кг тяжеленных целестиновых жеод.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-03-23 04:45 pm (UTC)
Аааа- жжжешь - про плот можно подробнее? Остались какие нибудь фотоили подробности в памяти?
(Reply) (Parent) (Thread)


uchazdneg
Link:(Link)
Time:2010-03-23 04:58 pm (UTC)
Фото не осталось, а плот был именно вязаный, по науке, хлыстами через дырки. В те времена нас таким вещам еще учили, на факультете, предмет был прикладная физподготовка. Одна кормовая гребь и два шеста по бокам. Гондоны в полусдутом состоянии, просто сил не было надувать да и необходимости. Методика: развернул, зачерпнул воздуха, завязал узлом и в мешок. Мешки нашли в Архангельске, легкие импортные полиэтиленовые из-под сахара, повезло. 5 мешков по 400 примерно гондонов. Три на носу, где основной груз, два на корме. Крепили с помощью веревок, довольно хитро. Идею подал один знакомый курсом старше, с подобным опытом по Карелии, где гондонный способ себя блестяще оправдал: даже если о камни пробьет сотню-другую изделий, плавучесть снизится незначительно. В крайнем случае всегда можно поддуть оставшиеся или запасные. В реальности же проколов сильно меньше.
(Reply) (Parent) (Thread)


dima1989
Link:(Link)
Time:2010-03-23 08:42 pm (UTC)
Спасибо за рассказ!

А земляки с кувыркалками порадовали! И одноклассник Бутусова, настоящий русский патриот того времени.
(Reply) (Thread)

(Anonymous)
Link:(Link)
Time:2016-01-02 12:06 am (UTC)
Замечательный рассказ:))
Я примерно по тому же маршруту двигалась,ну не автостопом конечно,но с приключениями. Но вот про Арсения Веркольского узнала позже и тянет туда однако...
(Reply) (Thread)

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.