?

Log in

No account? Create an account

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Current Music:Ali Farka Toure -Niafunke
Security:
Subject:Страна Догонов
Time:05:11 pm

Страна Догонов - основная туристическая достопримечательность Мали. Открытые для западного мира французским антропологом Марселем Гриелем в 1920ые годы, догоны продолжают покорять воображение туристов и исследователей своими сложными обрядами, необычной архитектурой и загадочной мифологией. Конечно не многие туристы согласны променять шезлонги пятизвездочных гостиниц на сон под звездами на крышах глинобитных домов и крем от загара на москитные репелленты, но все равно в сезон который длится 2-3 недели вокруг западного рождества треккинг по стране Догонов делают несколько тысяч бэкпекеров. На снимке - Догонская гостиница - очень много звезд (и один полумесяц). 


Страна Догонов, вид сверху. Утесы Бандиагары (Falaise de Bandiagara), которые тянутся на 150км - сердце страны Догонов. Деревни нанизаны одна за другой вдоль их линии, спускаясь от запретных захоронений под самыми скалами вниз к полупустынной равнине Сено-Гондо (на фото деревня прячется темно-зеленых кустах на склоне под утесами). Между деревнями и песчаными дюнами - пересыхающие реки и колодцы с водой, там же расположены огороды (здесь видно песчаное русло реки и зеленую полоску орошаемых вручную огородов слева от нее). Хотя Догоны живут на большой территории от Дженне до Хомбори, только утесы давали им  защиту от кочевников-мусульман, и анимистские традиции здесь сильнее всего. 


Догонскую деревню легко отличить по коническим крышам глинобитных зернохранилищ. Дома где живут люди - это глинобитные коробки между тростниковыми крышами зернохранилищ. Мечети (справа вверху на кадре) сейчас есть почти во всех догонских деревнях, так же как и церкви . Впрочем принадлежность к той или иной религии не мешает всем Догонам продолжать чтить предков и тотемных животных, жить с несколькими женами, устраивать пышные погребальные танцы, обрезать мальчиков и девочек, отмечать Рождество и Рамадан, пить пиво из проса и забивать косяки.


Догонское мировозрение основано на принципе двойственности. У всех детей есть духовный близнец противоположного пола. Пока им не сделали обрезание - пол не определен. Рождение двойняшек разного пола - счастливейшее событие в семье потому что двойня противоположного пола логичным образом самое совершенное в мире. 
Как у людей - так и у зернохранилищ. Они тоже бывают двух полов - круглые (мужские) и квадратные (женские). В круглых одно отделение и хранятся основные запасы проса. В женских - 4 отделения и кроме зерна на посев хранится всякое женское барахло и другие припасы.


Над догонскими деревнями, под самыми нависаниями когда то жили теллемы - племя пигмеев, красивших себя охрой. В 13-14 веке, Догоны прийдя в район Бандиагары с севера, вытеснили или истребили теллемов и заселились на их земле. Старые жилища и зернохранилища теллемов частично используются по назначению, а частично составляют часть сакрально-погребальных комплексов, куда неохотно пускают туристов.


Теллемы не только строили глинобитные жилища под утесами, но и на самих утесах куда они забирались по видимому по сложным системам веревочных лестниц и продолбленных в мягких слоях песчаника ходов. Там они хоронили мертвых и укрывались от врагов. Догоны продолжают хоронить мертвых в пещерах, но не забираются так высоко как теллемы - про которых их легенды рассказывают что те умели летать.


Пещеры до сих пор остаются табу - и попасть туда обычным туристам невозможно. Видел фотографии антропологов с горами черепов и деревянными идолами, а нам пришлось удовольствоваться разглядыванием деревянных идолов снизу через длиннофокусный объектив.


Здесь младшая жена вождя кропит воду для духов у ворот старого телемского дома под утесами. Зачем, почему - непосвященным знать не положено.


Там же, под утесами расположены ритуальные пещеры где совершается обрезание мальчиков. Делается это в возрасте 9-12 лет, после чего они в течении нескольких дней проходят обряды инициации и посвящения. Желающие могут поискать в этих наскальных рисунках изображения масок из предыдущего поста.


Другая характерная постройка, которая есть в каждой деревне - это тогуна. В сухой сезон когда люди не заняты трудоемким выращиванием проса, здесь сидят и разговаривают пожилые мужчины и старики. Здесь принимаются важные решения для всей деревни и решаются споры. Крыша из сухих початков проса специально сделана низкой чтобы предотвратить переход оживленных споров в рукоприкладство. Другой распостранненый прием решения споров - с помощью лис. Противоборствующие стороны закапывают зерна арахиса в специальном месте и чьи зерна лисы ночью раскопают и съедят - тот и прав.


Вокруг каждой деревни расположены огороды (основная культура лук, из которого делается соус которые местные едят с просом и кукурузой), тыквы (из них делают кашу и посуду), пасленовые итд. и поля зерновых, в сухой сезон больше похожие на пустыню.


Огороды поливаются вручную из высушенных тыкв.


Местами выращивают экзотические, явно не местного происхождения растения.


В сухой сезон просо не растет - но его целыми днями толкут и просеивают.


После проса - самая важная и повсеместно распостранненая у Догонов культура - это баобабы,


которые в их краях растут в изобилии. Из луба баобаба делаются веревки (хотя сейчас все чаще можно встретить нейлоновые),


а его кисло-сладкими плодами ("обезьяний хлеб") лакомятся дети.


Осталось отметить изготовление масок и деревянных идолов - как на продажу туристам,


так и для себя - эти фигурки на крыше дома просят у богов дождя.


и охоту с применением самых современных видов оружия (осторожно - ружье вполне действующее) - и вот вкратце полный круг занятий Догонов.

comments: Leave a comment Previous Entry Share Flag Next Entry


systemity
Link:(Link)
Time:2010-02-05 03:10 pm (UTC)
Необычайно интересно!
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-05 03:32 pm (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)


systemity
Link:(Link)
Time:2010-02-05 03:41 pm (UTC)
Намного интереснее, чем в географических журналах. Я имею ввиду всю серию Ваших репортажей.
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-05 03:54 pm (UTC)
Ну так из первых рук. А в журнале - съездил фотограф куда то, вернулся весь восхищенный. Отобрал 50 фото из 1000. Понес редактору. Редактор отобрал 5-10 фото - лучше чем у меня, но совсем мало. Написали текст на 3-5 страниц. Подумали, переделали много раз. В сухом остатке не так много остается...
ЖЖ в этом плане - великая вещь. Я вот скорее для себя пишу - до ЖЖ много куда ездил - а вспомнить что то - не вспомнишь - где фото потерялись, где есть фото но что на них уже не помнишь. А тут какой то стимул есть записать на память...
(Reply) (Parent) (Thread)


systemity
Link:(Link)
Time:2010-02-05 04:23 pm (UTC)
Про ЖЖ это Вы точно подметили. У меня ящики фотографий от прежней жизни остались. Но, как ни странно, в половине случаев, даже глядя на фотографию, трудно вспомнить детали событий. А здесь короткий комментарий всё ставит на место. А вообще-то здесь невероятно широкий простор для философствования. Этнопсихология регистрирует, описывает, пытается обобщать. Но вот интересный вопрос. Племенное многообразие, что у африканцев, что, например, у коренных американцев невероятно высокое. И тотемы, и изобразительное искусство, и народная медицина. Всё это сохраняется и в наше время. А вот белая раса как-то исторически сумела конвергироваться и различия здесь обнаруживаются непринципиальные.
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-05 04:50 pm (UTC)
Ну к нам на Кавказ можно съездить - все белые и все разные, и в принципе многие то же tribal, как в Африке или в Северном Тайланде. А в России русские на все 7000км говорят на одном очень незначительно отличающемся языке, тогда как в Англии через 30 километров - новый говор или диалект. Или в Китае на 1600млн - 100 фамилий. Так что обобщения тяжело делать.

Про Африку могу сказать что они из родоплеменного строя прямо в глобализацию скачут, что вообщем то очень непростой и болезненный процесс. Колонизация в Африке то не сильно корни пустила - никому эти огромные пространства нужны не были, европейцев интересовало только те ресурсы что лежат на поверхности, а в общих чертах контролировать территории было очень легко пулеметами против луков со стрелами. Мали Французы присоединили в 1890г, а про догонов заметки в Европе появились только в 1920ые - а это 5 или 6ая по численности этническая группа там (и на более "примитивной" стадии развития чем доминирующие мусульманские племена). Когда Мали получила независимость к Догонам ездили ученые и туристов 100 в год. Сейчас - тысяч 20-25. У них есть в деревнях солнечные батареи и мотоциклы, и народ ездит в пустыню на охоту на мотоциклах с кремниевыми ружьями. Старики вроде как хранят традиции, но внуков стараются посылать в школы и в церкви и мечети (изза туристов они там побогаче остальных и возможности есть). Так что потихоньку традиции исчезают... я думаю поколение-два осталось до того же что в Европе (детей в школах учат этническим традициям чтоб не забыли)
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-06 06:27 pm (UTC)
Спасибо, интересно.
До настоящих индейцев в Штатах я к сожалению так и не добрался. Индейцы с казино не в счет.
(Reply) (Parent) (Thread)


systemity
Link:(Link)
Time:2010-02-06 06:40 pm (UTC)
У нас два мерседеса. Мы хотели отвезти ремонтировать машины в фирменное заведение, но на интернете нашли множество отрицательных высказываний в их адрес. Оказалось, что это делали недобросовестные люди. Фирменная мастерская оказалась самой экономичной и самой четко работающей. Но до того, пока мы это сообразили несколько лет наши автомобили ремонтировал один мужик из Тусона Эрнесто - чистокровный индеец. Нам его порекомендовали на работе жены. Невероятно толковый и невероятно порядочный мужик. Мы с ним стали закадычными друзьями. Сам он родом из Нью-Мексико. Он рассказывал, что его мать якобы была свидетельницей НЛО-шной истории. Видно, что он нуждается, живёт трудно, но от него так и разит балгороством. Но был у меня контакт с индейцем и с неприятными ощущениями.
(Reply) (Parent) (Thread)


lynx9
Link:(Link)
Time:2010-02-05 04:31 pm (UTC)
Очень интересно.
(Reply) (Thread)


slon66
Link:(Link)
Time:2010-02-05 06:28 pm (UTC)
Спасибо! Интереснейшие фотографии! Ради того чтобы такое воочию увидеть можно и на крыше поспать без достижений цивилизации. Профессиональный фотограф больше думает о конечном продукте, потому и фотографии часто получаются постановочно-статичными, а у Вас реальные моменты жизни и разнообразные ракурсы. Мне никогда например не попадались фотографии тогун на глиняных основаниях.
(Reply) (Thread)


oll_korrekt
Link:(Link)
Time:2010-02-05 07:09 pm (UTC)
посмотрев последнюю фотографию, понятна вся масштабность... не знаю чего. ведь это ружье передавалось между людьми лет 300-400, и все еще служит :-D. не то что сегодняшние компьютеры)).
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-06 06:34 pm (UTC)
Я думаю ствол начала-середины 19 века, замок, ложе и приклад могут быть поменяны уже...
Вообще можно было наверно такое там купить - вопрос что с этим делать на границе?
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-02-05 07:51 pm (UTC)
как на другой планете. теллемов жалко.%)
(Reply) (Thread)


artemspec
Link:(Link)
Time:2010-02-05 10:02 pm (UTC)
волшебно) почему-то фильм Вавилон вспомнилсо)
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-06 06:35 pm (UTC)
я не смотрел
мне больше 9 район
и фильм Иоселеани et la lumiere fut вспоминались.
(Reply) (Parent) (Thread)


muhwase
Link:(Link)
Time:2010-02-06 08:45 am (UTC)
да, мне тоже нравится ваш ЖЖ и фотографии и рассказы про Африку. красиво и... хм, про жизнь.
(Reply) (Thread)


goroshekonboard
Link:(Link)
Time:2010-02-06 11:45 am (UTC)
очень!
(Reply) (Thread)


dane_mo
Link:(Link)
Time:2010-02-11 08:00 pm (UTC)
Интересная информация и хорошие фотографии
(Reply) (Thread)

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.