?

Log in

No account? Create an account

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.

Tags:,
Current Music:бой там-тамов
Security:
Subject:Дама - путь мертвых
Time:08:33 pm

Согласно верованиям Догонов души мертвых, перед тем как отправиться в страну предков долгие годы живут среди живых. Однако по истечению положенного срока душу следует достойно проводить в загробный мир, для чего устраивается дама - сложный ритуальный танец, с масками, в который вплетены элементы космологии и ава, культа почитания предков. Как и во всем другом у догонов, для понимания танца есть несколько уровней посвящения - уровень непосвященных (детей не прошедших обрезание, туристов, чужестранцев), и несколько продвинутых уровней. На первом уровне, том который для туристов объяснения обычно либо односложны, либо выдуманны (чем кстати объясняется красивая легенда о том что догоны знали о существовании у Сириуса двух спутников). Возможно поэтому информация о роли, значении и смысле различных масок весьма и весьма разноречива - в статьях антропологов говорится одно, в гайдбуках другое, а гиды на месте вообще говорят кто что. Поэтому, не претендуя на антропологическую точность объяснений просто покажу фото.


О даме деревня узнает по дроби тамтамов на заре. В означенное время на место проведения сбегаются танцоры. Все они - мужчины, прошедшие обрезание. Имина, или маскарадные костюмы, хранятся в разных семьях и у каждого есть своя роль. В начале церемонии актеры под ритм отбиваемый там тамами и колоколами обегают место проведения церемонии.


Затем актеры рассаживаются по местам и начинаются отдельные танцы. Первыми танцуют высоченные маски сириге, символизирующие Млечный Путь и звезды вообще.


С этими персонажами на ходулях не совсем понятно. Одни говорят что это - цапли. Другие что телемы (племя которое жило в пещерах на утесах и которое истребили Догоны). Может это одно и то же, и при этом явно женского пола. По моему эти маски не очень значимы в космологии, но наверняка используются чаще и чаще будучи популярными у туристов.


Канага - одна из самых важных масок, символизирующая первых людей.


Танец символизирует создание Земли  верховным богом Амма.


Возможно, маска са ку связанная с мифологией Ого, играющего двойственную роль главного злого божества и источника познания. Ого был первым, неудавшимся ребенком Амма, и приняв обличье лиса изнасиловал землю-мать.


Антилопы валу. Все танцы происходят в молчании, но танцоры носят белые ленточки на поясе символизируют дар речи, которую приобрели предки людей, близнецы-Номмо, подцепив ее в водах океана в своем рыбьем аватаре (вот так сложно, блин). Так как все изображенные звери - прямые или не прямые предки догонов то все они не чужды дара речи.


Антилопы валу


Буйвол (?)


Сатимбе, мистическая сестра. Затрудняюсь описать ее роль в мифологии но кажется она в каких то родственных отношениях с Ого.


Ритм-секция.


Земледелец (?)


Заяц (?)


Воин


Вообще затрудняюсь сказать. В некоторых деревнях одно время делали маски туристов - может это турист?


Мальчики-зайчики (самые юные исполнители, только недавно прошедшие обрезание)


Женщина-фулани.


Охотник взял чей то след...


Охотник


Целитель.


Еще раз то ли цапли то ли телемы с жестко зафиксироваными ходулями.


Трибуна для почетных гостей.


маски сириге отдыхают.


В конце хогон - первосвященник деревни произносит ритуальную речь на сакральном языке для посвященных.
 

comments: Leave a comment Previous Entry Share Flag Next Entry


tabu69
Link:(Link)
Time:2010-02-01 05:57 pm (UTC)
очень интересно, спасибо
(Reply) (Thread)

ex_ex_lesog
Link:(Link)
Time:2010-02-01 06:16 pm (UTC)
пц, как они до этого додумались

пргосто ради туристов не стали бы такой огород городить, обошлись бы кокошниками
все серьезно у них
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-01 06:20 pm (UTC)
там, несмотря на туристов, все серьезно...
достаточно сказать что в пещерах где они мертвых хоронят визуально до фига деревянных статуй антикварных стоит. если бы все это было несерьезно - давно бы туристам распродали, один фиг что 50 метров по скалам вверх лезть.
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-02-01 06:29 pm (UTC)
охренеть. это для туристов, или?
но маски супер. суровые.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-01 06:34 pm (UTC)
конкретно это стоит 200 евро. впрочем мало отличается от реальных похорон судя по старым фото которые видел. а может кого то и похоронили - турист заплатил, проводили чью то душу. зачем что то новое выдумывать?
тут проблема в том что они часто под дураков косят когда речь заходит про их обычаи и мифологию - пересказывают гайдбуки и все. а спросишь напрямую - увиливают. так что я думаю все что есть в стране догонов условно для туристов, но реально для местных. может они вообще все это сделали чтобы белых людей получше изучить (а антропологи то обрадовались).
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-01 06:40 pm (UTC)
а если ты про нейлон - то у них нет концепции аутентичности. из нейлона в 100 раз проще сделать чем вить лыко баобаба (его замачивать только 2 месяца). а я так понял что для них чем красочнеее, тем лучше покойничкам. так что маски самые что ни на есть рабочие - и туристам, и покойничкам и для души.
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-02-01 08:02 pm (UTC)
не-не.. я как раз про повод к танцам. чукчей вспомнил чет..;-)
(Reply) (Parent) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-02 09:59 am (UTC)
а чего у чукчей? какой то анекдот пропустил?
(Reply) (Parent) (Thread)


peter_s
Link:(Link)
Time:2010-02-02 10:48 am (UTC)
да не. когда я на чукотке был там тож танцы были. с бубнами.%-)
вроде как от радости что мы приехали.
(Reply) (Parent) (Thread)


slon66
Link:(Link)
Time:2010-02-01 08:58 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно! Длиннорогие артефакты характерны для Мали, у них даже в паспорте виньетка в виде антилопы с подчеркнуто большими рогами.
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-02 09:58 am (UTC)
я вчера залез в альбом с марками куда наверно лет 20 не заглядывал - и точно, на марке Мали изображена догонская маска.
(Reply) (Parent) (Thread)


funnykarya
Link:(Link)
Time:2010-02-01 10:17 pm (UTC)
потрясающе. я прям даже тамтамы услышала читая пост. спасибо !
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-02 10:02 am (UTC)
есть это все на видео у Сереги, если он сам не возьмется то к лету смонтирую... там там тамы будут натуральные.
(Reply) (Parent) (Thread)


raevskaya_o
Link:(Link)
Time:2010-02-02 04:50 am (UTC)
Очень занимательно и потрясающе красиво! А не страшно было? Мне маски в принципе внушают некоторое опасение, даже венецианские, а эти-то просто ужас 8))) (ха-ха, хотя все мое детство у нас дома провисела маска, привезенная из Анголы)
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2010-02-02 09:57 am (UTC)
спасибо
нет я как то скорее к этому как к карнавалу отношусь... точно ничего жуткого, даже не смотря на то что похороны.
(Reply) (Parent) (Thread)


oper_1974
Link:(Link)
Time:2011-09-05 08:57 am (UTC)
Лафкрафт наверно у них вдохновение для книг брал.:)
(Reply) (Thread)


kopanga
Link:(Link)
Time:2011-09-05 09:11 am (UTC)
нет они были еще почти не известны в Европе в его времена. Только только начали их исследовать французы. Сомневаюсь что Лавкрафт следил за последними этнографическими публикациями из Парижа.
Вообще по моему Лавкрафт весь в западной канве... на него влияние все - это Перси Шелли, По, гностики и желтая литература его детсва
(Reply) (Parent) (Thread)


oper_1974
Link:(Link)
Time:2011-09-05 09:14 am (UTC)
Однако Дагона он приплел.:)
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] would not it be strange when we are fully grown?
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.